Умение всегда быть аккуратным, уважать других людей нужно начинать воспитывать в ребенке как можно раньше,
иначе у него могут закрепиться плохие привычки. А ведь хорошо известно, что воспитывать легче, чем перевоспитывать.
К элементарным навыкам культуры поведения можно отнести:
Учить мыть руки перед едой и по мере загрязнения.
Пользоваться личным полотенцем и своим горшком.
Приучать есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой.
После еды говорить «спасибо», задвигать стул.
Под контролем взрослого выполнять отдельные действия: снимать и одевать одежду перед сном и после сна в определенном порядке.
Приучать детей к опрятности и аккуратности:
Пользоваться носовым платком.
Приводить в порядок одежду.
Учить бережно относиться к вещам.
Воспитывать элементарные навыки культуры поведения:
Слушать взрослого, откликаться на его просьбы.
Продолжать учить детей понимать слова «нельзя», «можно», «нужно» и действовать в соответствии с их назначением.
Продолжать учить свободно ориентироваться в группе, спальне, помнить свое место за столом, свою кровать, шкафчик.
Таким образом, задача родителя не только выполнять правила поведения, но и прививать в детях нравственное воспитание. Воспитывать у детей доброе заботливое отношение к взрослым. Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Учить детей здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого). Формировать у детей уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей.
Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; умению играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам. Приучать ребенка выполнять правила гигиены – значит оградить его организм от многих инфекционных заболеваний. Необходимо приучать детей сдержанно вести себя в общественных местах. Они не должны громко разговаривать, затевать возню, бегать.
Нужно объяснить, что своим несдержанным поведением ребенок может помешать окружающим, что необходимо считаться с людьми. Дети не должны злоупотреблять заботой и вниманием, которыми окружают их взрослые. С малых лет нужно приучать ребенка сдерживать свои желания, если они идут в разрез с окружающими, а не говорить, что он еще маленький.
Но, воспитывая у ребенка уважение к другим, необходимо относиться с уважением и к нему самому. Ребенка можно учить культуре деятельности, умению приготовить все необходимое, доводить начатое до конца, бережно относиться к вещам. Здесь огромную роль играют показ, разъяснение, пример взрослого. Нужно показывать ребенку, как, в какой последовательности следует выполнять то или иное дело.
Поощрять желание ребенка принять участие в труде взрослых. Работая со взрослыми, дети перенимают у них рациональные приемы труда, его организации. Для того, чтобы освоенное ребенком умение совершенствовалось, необходимы контроль и напоминание взрослых в доброжелательном, спокойном, но твердом тоне.
Наиболее трудно дети усваивают правила взаимоотношений. Поэтому необходимо чаще напоминать ребенку, что он должен здороваться первым, что нельзя входить в чужую комнату не постучавшись, не перебивать разговор взрослых.
Родителям нужно помнить, что образовавшиеся привычки очень стойки, и нельзя упускать время, наиболее благоприятное для формирования положительных привычек.